front toward enemy
Перечитал недавно трилогию А. Зорича "Завтра война"

Все-же, книга оставляет после себя хорошее впечатление. Одна из моих любимейших книг в жанре НФ.
Когда садился за книгу в первый раз, ещё года три назад, ожидал увидеть легкую патриотическую фантастику, про то, как сильная Россия в будущем показала всем маму Кузьмы. Такое уж впечатление произвели многочисленные рецензии и отзывы, прочитанные мной еще до самой книги. Собственно, по началу это ожидание не обманывается. Студенческое житье-бытье, пусть и военного, но ВУЗа с торжественными построениями, к концу которых курсанты, стоя по стойке смирно, начинают заниматься чем угодно,только не осознанием важности мероприятия, с получением трояка по очередному бредовому и никому не нужному предмету, не пойми как затесавшемуся в число несомненно нужных Тактик и Боевых практик, с похабными шуточками и рассказами Казанова-стайл от самых ловеласистых курсантов... Военфлотская романтика с дальними походами, неизменной необыкновенно-красивой военной формой, блеском боевых наград, какими-то почти семейными отношениями в команде... Будни генерального конструктора, бьющегося над очередным прорывом в области флуггеростроения, после очередной аварии шедевра инженерной мысли, попавшего в рабство к своим работодателям...
Все это читается легко. Военные - воюют, инженеры - инженерят. Воюют русские военные успешно, легко решая задачу, перед которой спасовали военные конкордианские. Да, война, как это всегда бывает,не обходится без потерь, но они воспринимаются легко и буднично. Отношения с Конкордией (Государство, накрытое ретроспективной эволюцией, внезапно принявшее Зороастризм, отменившее запрет на клонирование и занимающее теперь добрую половину Сферы Великорасы) строятся на идеалах дружбы и равенства: граждане двух держав учатся в одних учебных заведениях, сообща работают над одними проектами, делятся информацией, помогают друг другу, дружелюбно улыбаются... и все это в условиях абсолютной, до нетерпимости, разницы между государствами, как в области убеждений и общественного устройства, так и в области технической оснащенности и насыщенности ресурсами. Ясно, что две абсолютно различные соседствующие культуры не могут долгое время находиться в спокойном мирном состоянии. Подготовка к войне и её начало не заставляет себя ждать. Война, адаптированная под нужды художественной литературы все же остается убедительной. Читая строки романа, понимаешь, что война, каким бы естественным явлением ни была, всегда была и будет жутким и грязным явлением. Война разводит по разные стороны влюбленных, губит лучших, замыкает оставшихся в живых... Именно с началом войны книга перестает быть легкой фантастикой и становится достаточно жестким произведением, мощно бьющим по голове и вышибающим читателя в реальный мир, когда война проходится не по героям книги, а по разуму читателя. Больше всего впечатляют скорее не боевые эпизоды с с динамичным описанием военных действий, которые все же, действительно приятно читать, а эпизоды спокойного мирного времени, когда приходят мысли и воспоминания главного героя, когда появляется место для своих мыслей и раздумий. Тогда, в частности отражена большая пропасть, между военными людьми и гражданскими. Пропасть, которую ни тем ни другим никогда не сократить и не перемахнуть. Пропасть во всем, начиная от склада ума и характера, заканчивая восприятием мира, себя и своего места в мире.
Конечно, в книге отражена не только война (книга, вообще, скорее не о войне, а о людях в войне). Есть в ней и своеобразная робинзонада сбежавшего инженера, пытающегося зажить новой жизнью на чужой планете Фелиция с её обитателями. В произведении есть место научным изысканиям на аномальной планете Апаоша, где происходит раскрытие загадки "ретроспективной эволюции" и манихеев. И конечно, есть место любви, какой-то по детски наивной и чистой, без постельных сцен и смачных описаний половых актов, как это принято во многих фентезийных и фантастических произведениях.
Вообще, в целом произведение производит ощущение "советской" литературы, относит сознание ко временам, когда наша страна была большой и сильной, когда люди называли друг друга товарищами, когда служба в армии была почетна и уважаема, когда "секса не было")).
Заканчивается произведение в послевоенное время. Враг разбит. Нет, не стерт с лица земли, не истреблен. Враг, просто не в состоянии вести войну. Нет Хосрова в руинах, нет оккупации Вэртрагны... И это правильно. Лучшая победа - победа малой кровью. Лучшая война - война, которой не было.

PS Критику я никогда не изучал, рецензии обычно не пишу, так что прошу строго не судить сие творение, которое рецензией-то назвать сложно.
PSS Под словами "книга", "произведение" я подразумеваю всю трилогию в целом, относящуюся к конкордианскому конфликту. Четвертую книгу данной вселенной я в эту линию для себя не включаю, т.к. она выбивается, как временем действия, так и своим качеством.

Все-же, книга оставляет после себя хорошее впечатление. Одна из моих любимейших книг в жанре НФ.
Когда садился за книгу в первый раз, ещё года три назад, ожидал увидеть легкую патриотическую фантастику, про то, как сильная Россия в будущем показала всем маму Кузьмы. Такое уж впечатление произвели многочисленные рецензии и отзывы, прочитанные мной еще до самой книги. Собственно, по началу это ожидание не обманывается. Студенческое житье-бытье, пусть и военного, но ВУЗа с торжественными построениями, к концу которых курсанты, стоя по стойке смирно, начинают заниматься чем угодно,только не осознанием важности мероприятия, с получением трояка по очередному бредовому и никому не нужному предмету, не пойми как затесавшемуся в число несомненно нужных Тактик и Боевых практик, с похабными шуточками и рассказами Казанова-стайл от самых ловеласистых курсантов... Военфлотская романтика с дальними походами, неизменной необыкновенно-красивой военной формой, блеском боевых наград, какими-то почти семейными отношениями в команде... Будни генерального конструктора, бьющегося над очередным прорывом в области флуггеростроения, после очередной аварии шедевра инженерной мысли, попавшего в рабство к своим работодателям...
Все это читается легко. Военные - воюют, инженеры - инженерят. Воюют русские военные успешно, легко решая задачу, перед которой спасовали военные конкордианские. Да, война, как это всегда бывает,не обходится без потерь, но они воспринимаются легко и буднично. Отношения с Конкордией (Государство, накрытое ретроспективной эволюцией, внезапно принявшее Зороастризм, отменившее запрет на клонирование и занимающее теперь добрую половину Сферы Великорасы) строятся на идеалах дружбы и равенства: граждане двух держав учатся в одних учебных заведениях, сообща работают над одними проектами, делятся информацией, помогают друг другу, дружелюбно улыбаются... и все это в условиях абсолютной, до нетерпимости, разницы между государствами, как в области убеждений и общественного устройства, так и в области технической оснащенности и насыщенности ресурсами. Ясно, что две абсолютно различные соседствующие культуры не могут долгое время находиться в спокойном мирном состоянии. Подготовка к войне и её начало не заставляет себя ждать. Война, адаптированная под нужды художественной литературы все же остается убедительной. Читая строки романа, понимаешь, что война, каким бы естественным явлением ни была, всегда была и будет жутким и грязным явлением. Война разводит по разные стороны влюбленных, губит лучших, замыкает оставшихся в живых... Именно с началом войны книга перестает быть легкой фантастикой и становится достаточно жестким произведением, мощно бьющим по голове и вышибающим читателя в реальный мир, когда война проходится не по героям книги, а по разуму читателя. Больше всего впечатляют скорее не боевые эпизоды с с динамичным описанием военных действий, которые все же, действительно приятно читать, а эпизоды спокойного мирного времени, когда приходят мысли и воспоминания главного героя, когда появляется место для своих мыслей и раздумий. Тогда, в частности отражена большая пропасть, между военными людьми и гражданскими. Пропасть, которую ни тем ни другим никогда не сократить и не перемахнуть. Пропасть во всем, начиная от склада ума и характера, заканчивая восприятием мира, себя и своего места в мире.
Конечно, в книге отражена не только война (книга, вообще, скорее не о войне, а о людях в войне). Есть в ней и своеобразная робинзонада сбежавшего инженера, пытающегося зажить новой жизнью на чужой планете Фелиция с её обитателями. В произведении есть место научным изысканиям на аномальной планете Апаоша, где происходит раскрытие загадки "ретроспективной эволюции" и манихеев. И конечно, есть место любви, какой-то по детски наивной и чистой, без постельных сцен и смачных описаний половых актов, как это принято во многих фентезийных и фантастических произведениях.
Вообще, в целом произведение производит ощущение "советской" литературы, относит сознание ко временам, когда наша страна была большой и сильной, когда люди называли друг друга товарищами, когда служба в армии была почетна и уважаема, когда "секса не было")).
Заканчивается произведение в послевоенное время. Враг разбит. Нет, не стерт с лица земли, не истреблен. Враг, просто не в состоянии вести войну. Нет Хосрова в руинах, нет оккупации Вэртрагны... И это правильно. Лучшая победа - победа малой кровью. Лучшая война - война, которой не было.

PS Критику я никогда не изучал, рецензии обычно не пишу, так что прошу строго не судить сие творение, которое рецензией-то назвать сложно.
PSS Под словами "книга", "произведение" я подразумеваю всю трилогию в целом, относящуюся к конкордианскому конфликту. Четвертую книгу данной вселенной я в эту линию для себя не включаю, т.к. она выбивается, как временем действия, так и своим качеством.